Семинар «К Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. Жертвы. Освободители. Наблюдатели. Методические подходы в преподавании темы Холокоста в школе»

6 апреля 2021 г. в г.Самара состоялся семинар для педагогов «К Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. Жертвы. Освободители. Наблюдатели. Методические подходы в преподавании темы Холокоста в школе». Семинар проходил с 10 ч до 15:30 ч в конференц-зале Исторического парка «Россия – моя история». Все желающие могли также присоединиться в ЗУМе. Одновременно трансляция шла ВКонтакте (более 600 просмотров).
Опытом своей работы с заявленной темой поделились директор МБОУ Школа №42 г.о.Самара Юлия Генгут и учитель истории, гимназия №1 г.Гродно, руководитель международных образовательных проектов в Беларуси Ирина Полякова. С докладом об использовании видеоматериалов на уроках и во внеурочной деятельности выступила Дарья Санникова, учитель истории ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» (Самара). Ольга Шалагина, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 39» г.Вологда рассказала о поисковой работе, которую она ведет со своими учениками в рамках проекта «Освободители», посвященного советским солдатам, освобождавшим концлагеря, о методах сбора информации, о работе с архивными данными. К самарскому семинару она специально подготовила материал о самарцах, освобождавших Аушвиц.

«Проект “Освободители” — сохранение памяти о судьбах героев-освободителей Великой Отечественной и Второй мировой войн. Из опыта школьного учителя».

Илья Альтман, профессор РГГУ, сопредседатель Научно-Просветительного центра «Холокост» (Москва) рассказал о разных формах проявления отрицания Холокоста и об актуальности противостояния этому лженаучному течению.

Большой эмоциональный отклик у участников семинара вызвало выступление психолога Елена Строгановой «Уроки Холокоста как профилактика буллинга в школе». Практически все учителя сталкиваются с этим явлением в детском коллективе и часто не знают, как с ним бороться. Елена Строганова дала четкие методические рекомендации по выходу из подобных ситуаций.

С 2016 г. в самарском театре «Город» идет спектакль «Наш класс. История в 14 уроках», пользующийся большим успехом у зрителей (по пьесе польского драматурга Т.Слободзянека). Директор театра Татьяна Быкова рассказала об этой необычной постановке, о находках режиссера в представлении сложной темы, а также показала видеофрагмент спектакля. Участники семинара обсудили непростой вопрос: с какого возраста можно говорить с детьми о Холокосте и показывать фильмы и спектакли.

Учителя знают, что большую роль в воспитании и образовании детей играют музеи. Как сделать экскурсию интересной, увлекательной, интерактивной, несмотря на то что тема для школьников тяжелая? Очень информативное выступление было у к.и.н., доцента Ольги Петрушкиной, руководителя музея бывших малолетних узников фашистских концлагерей «Непокоренные», рассказавшей о методах работы сотрудников музея со школьниками. Ученики МБОУ Школа №42 г.о.Самара неоднократно бывали на экскурсии в этом музее и продолжают поддерживать связь с пожилыми людьми, бывшими малолетними узниками концлагерей.

Заключительное выступление к.ф.н., доцента Ирины Коган было особенно эмоциональным. Почему в мире наблюдается всплеск антисемитизма, откуда берутся отрицатели Холокоста в молодежной среде – эти и другие вопросы подняла И.Коган в докладе, подтверждая свои мысли конкретными фактами.

В завершение семинара его организаторы Юлия Генгут (директор МБОУ Школа №42 г.о.Самара) и Софья Найда (региональный представитель НПЦ «Холокост») провели круглый стол и выслушали всех желающих выступить. Всем участникам семинара были вручены сертификаты.

Большое спасибо за помощь в проведении семинара:

Илье Альтману (сопредседателю Центра «Холокост»);

Светлане Тиханкиной (руководителю образовательных программ Центра «Холокост»);

Михаилу Либкину и Илье Спивак (АНО ОРТ в России);

Владиславу Лихачеву, Владимиру Лисейчеву, Наталье Островской (Исторический парк «Россия – моя история»).

А также благодарим всех участников семинара!

 

С.Найда

Pin It on Pinterest