Информационно-культурологическое направление
В классах с информационно-культурологическим направлением гармонично сочетается углублённое изучение предметов «Информатика и ИКТ», «Технология» с дисциплинами этнокультурного (еврейского) компонента.
В 2005 году после государственной аккредитации и аттестации школа №42 г. Самары стала одной из первых государственных школ России, где предметы этнокультурного еврейского компонента включены в учебный план классов информационно-культурологического направления в качестве обязательных предметов.
В этих классах в основном обучаются дети, имеющие в родословной еврейские корни.
Предметы этнокультурного еврейского цикла включают в себя:
- иврит;
- история еврейского народа;
- культура и традиции еврейского народа;
- еврейская литература, музыка.
Обучение этим дисциплинам ведётся по учебным программам и учебникам, которые разработаны Министерством образования Израиля (на основании соглашения с Министерством образования и науки РФ) и преподавателями школы, и утверждены к использованию Научно-методическим экспертным советом Департамента образования и науки Администрации Самарской области. Занятия проходят в специально оборудованных кабинетах школы под руководством квалифицированных преподавателей из Израиля, носителей языка. Изучение иврита предполагает не только академическое обучение в стенах школы, но также неформальное общение со сверстниками из других еврейских школ СНГ и Израиля через Интернет и при личных встречах во время совместных поездок и мероприятий. Занятия по истории еврейского народа позволяют подробно познакомиться с удивительными событиями в летописи жизни одного из древнейших народов в контексте мировой истории и культуры.
Кроме формального еврейского образования, проходящего на уроках в школе, весь уклад школьной жизни и компоненты неформального образования пробуждают у учащихся национальное самосознание.
Неформальное еврейское образование проводится вне расписания школьных уроков и включает в себя воскресную еврейскую школу, кружки, клубы, летние и зимние лагеря, выездные семинары, экскурсии и пр.
Начиная с 2002 года, ученики и преподаватели школы принимают участие в международных социальных программах «Марш жизни» и «Моса Шорашим» («Корни»). Они посвящены Катастрофе еврейского народа в годы Второй мировой войны. В первой программе принимают участие школьники старших классов. Эта программа связана с посещением мемориалов на местах бывших фашистских концлагерей (например, концлагеря Освенцим в Польше). Вторая программа проходит в странах СНГ и Балтии (чаще всего это Белоруссия, Украина, Латвия, Литва) и в ней участвуют 9 и 10 классы.
Мы воспитываем всех учащихся школы на принципах толерантности. Несколько лет принимаем участие в Международном конкурсе школьных, студенческих и методических работ «Память о Холокосте – путь к толерантности». Наши школьники и преподаватели неоднократно становились лауреатами и победителями этого конкурса.
Многие ученики участвуют в международных образовательных программах, проводимых Сохнутом, включая программу НААЛЕ.
Весь уклад работы школы способствует соблюдению базовых еврейских традиций и ценностей, например, содействуя тому, чтобы в субботу и установленные календарем для диаспоры праздничные дни не было бы обязательных занятий.
Мы считаем, что владение современными технологиями и, особенно, информационными технологиями, жизненно необходимо нашим учащимся. Изучение информационно-технологического блока предметов базируется на самых современных достижениях в этой области. В начальной школе учащиеся развивают алгоритмическое мышление, знакомятся с азами информатики. В основной школе осваивают текстовый и графический редакторы, работу с электронными таблицами, презентациями, изучают информационные процессы, программирование, устройство компьютера и его разноплановое применение, в том числе, как управляющего устройства. К 10 классу наши школьники – уверенные пользователи компьютера, без затруднений применяющие его в повседневной учебной и внеучебной деятельности.
В старшей школе учащиеся осваивают технологии Flash анимации, Web дизайна, программирования, вёрстку текста в профессиональном редакторе, современные программы компьютерной графики.