ИТ направление
Углубленный уровень информационно-технологического обучения в школе №42 определяется, прежде всего, содержанием предметов «Технология», «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», и дополняется специальными курсами по выбору учащегося. Рассмотрим эти предметы более подробно.
Предмет «Технология»
Мы живем в мире, заполненном различными технологическими устройствами. Они влияют на окружающую среду, жизненные стандарты, качество жизни. Мы используем технологические достижения на работе, дома, во время занятий спортом и на отдыхе. Возрастает роль технологии в охране нашего здоровья, питании, на транспорте и в самом существовании нашего общества. Учебный курс «Технология» и должен научить школьников тому, как эффективно использовать различные технологии, как не потеряться в быстро развивающемся «технологическом мире». То есть, дать им «Технологическую грамотность».
Под «технологически грамотным» мы понимаем человека, который:
- использует знания из точных, общественных, гуманитарных наук как инструменты для управления технологическими устройствами;
- имеет системное мышление и активно использует системный подход для анализа и решения различных технических и жизненных проблем;
- может обосновано принимать соответствующие решения и прогнозировать последствия этих решений;
- понимает важнейшие концепции технологии;
- может объединить ресурсы, чтобы удовлетворить человеческие нужды и потребности;
- может оценить влияние технологических систем на природу и общество.
Учебный курс «Технология» был разработан совместно с ассоциацией World ORT на основе методических материалов и оборудования, предоставленных школе в рамках проекта «Технология для всех».
Результатом такой совместной деятельности явилось создание современного учебно-методического комплекса изучения технологии, включающего учебные пособия для учащихся и преподавателей, рабочие тетради, цифровые образовательные ресурсы, дидактические средства и оборудование. Ученики и учителя в процессе обучения используют компьютеры и мультимедиа проекторы, инструменты и оборудование, наборы конструкторов Lego Dacta (от механических до пневматических и роботизированных), модули электронных систем управления, цифровой микроскоп и т.д.
Программа курса «Технология» основана на передовом Российском и международном опыте технологического образования. Она включает в себя три взаимосвязанных направления.
Направление 1: Знание и понимание основных принципов технологии
В рамках этого направления школьники изучают:
- технологии преобразования вещества, энергии, информации (механизмы и конструкции, электронику и управление, пищевые и строительные технологии, материалы и др.);
- технологические системы, системный подход (системы, подсистемы, вход, выход, обратная связь, преобразование вещества, энергии и информации от входа к выходу систем и т.д.);
Направление 2: Умение решать практические проблемы, используя методы проектирования
В рамках этого направления школьники осваивают:
- выявление нужд и потребностей, требующих технологических решений;
- генерацию, выбор, развитие и изменение подходящих решений;
- управление человеческими и физическими ресурсами с целью получения технологических результатов (устройств, систем) в приемлемое время;
- представление и продвижение своих технологических решений;
- оценку процесса проектирования технологических решений.
Направление 3: Умение прогнозировать и оценивать влияние технологических решений на природу и общество
в рамках этого направления школьники изучают и оценивают влияние технологии на общество и окружающую среду в прошлом, настоящем и будущем; в местном, национальном и международном масштабах.
Предмет «Информатика и ИКТ»
Углубленное изучение информатики и ИКТ в нашей школе осуществляется со 2-го по 11-й класс.
В этом обучении можно выделить три уровня: пропедевтический, базовый и предпрофессиональный.
На пропедевтическом уровне со 2-го по 4-й класс учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики, учатся работать в простых прикладных программах. Они изучают:
- логику, комбинаторику, решение комбинаторных задач;
- множества, элементы множеств, алгоритмы и исполнители;
- основы работы с компьютером и программами: клавиатура, мышь, монитор, системный блок, принтер, операционная система, простой текстовый, графический и музыкальный редакторы.
Занятия проходят в игровой увлекательной форме.
На базовом уровне с 5-го по 9 класс изучаются:
- алгоритмика, программирование;
- прикладные программы: текстовый и табличный процессоры, базы данных, презентации, графический редактор, Интернет, электронная почта, Web дизайн, антивирусные программы и др.;
- компьютерное моделирование: модели объектов и процессов, моделирование ситуаций, процессов в различных областях.
Освоив базовый уровень, наши школьники становятся уверенными пользователями компьютера и используют информационные технологии во многих областях своей жизни.
На профильном уровне с 10-го по 11 класс изучаются:
- кодирование информации, системы счисления, булева алгебра, цифровая электроника;
- графические редакторы, Web редакторы, издательские системы, Flash анимация;
- программирование;
- математическое моделирование в планировании и управлении;
- информационные ресурсы и информационная безопасность;
- геоинформационные системы;
- компьютерная машиностроительная графика.
Информационными технологиями пронизана вся жизнь школы. Их используют и на уроках, и в управлении школой, и во внеурочное время.
Специальные курсы по выбору учащегося
Кроме обязательных предметов школьники могут выбрать для углубленного изучения ряд «специальных курсов» в соответствии со своими наклонностями. Это такие курсы, как:
- дизайн;
- конструирование;
- программирование;
- робототехника,
- фототехнологии;
- видеотехнологии;
- компьютерное проектирование и изготовление изделий (CAD/CAM технологии).
Программы некоторых из этих специальных курсов заняли первые места в областных конкурсах «Программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения», проведённых Министерством образования и науки Самарской области в 2006-2008 годах.
Основой обучения по информационно-технологическому направлению является практическая деятельность учеников как на уроках, так и во внеурочное время. Практические, самостоятельные, творческие работы, проекты занимают до 80% времени обучения. В школе создана мощная техническая база, полностью обеспечивающая потребности учебного процесса.
Предметы информационно-технологического направления, спецкурсы по выбору и элективные курсы профильного обучения ведут учителя высшей квалификационной категории, обладатели многочисленных дипломов и сертификатов, включая международные.
Творческие работы учащихся неоднократно награждались на Всероссийских и международных конкурсах и фестивалях технологического направления.
Отличная информационно-технологическая подготовка позволяет нашим выпускникам уверенно себя чувствовать при продолжении учёбы в любом ВУЗе, а также быстро адаптироваться в начале своей трудовой деятельности.